Версия для слабовидящих

ezgif-1-f9ec066260

Взаимодействие с прокуратурой

Противодействие коррупции

Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, которым отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения.

Прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации от имени Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории.

Органы прокуратуры осуществляют свою антикоррупционную деятельность на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иных федеральных законов и утверждаемого Президентом Российской Федерации Национального плана противодействия коррупции.

В соответствии со статьей 36 Конвенции ООН против коррупции в 2007 году в составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации образовано управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Аналогичные специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (далее – СППК) созданы на уровне субъектов Российской Федерации.

Организационное и методическое руководство деятельностью СППК в регионах осуществляет управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а оперативное руководство работниками таких подразделений – лично прокуроры субъектов Российской Федерации.

В состав управления входят: отдел по надзору за исполнением федерального законодательства; отдел по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами; организационно-аналитический отдел; старшие прокуроры управления с дислокацией в федеральных округах страны, реализующие надзорные полномочия в отношении государственных органов окружного и межрегионального уровня.

Такое построение призвано обеспечить самостоятельную централизованную структуру в рамках единой прокуратуры Российской Федерации, призванную обеспечить комплексный подход к противодействию коррупции и устойчивую к возможному давлению извне со стороны представителей любых ветвей власти. Установленные для работников подразделений гарантии независимости позволяют эффективно и результативно осуществлять возложенные функции, невзирая на уровень проверяемого органа.

В целях повышения гарантий независимости и самостоятельности таких подразделений для их работников предусмотрена не только особая процедура их назначения на должность и освобождения от должности, но и специальный порядок привлечения таких прокурорских работников к дисциплинарной ответственности.

Назначение на должность производится после тщательного изучения в Генеральной прокуратуре Российской Федерации личности кандидата, который должен иметь не менее пяти лет стажа работы в прокуратуре, обладать необходимыми профессиональными качествами и безупречной репутацией. Отбор кандидатур происходит на заседании специальной комиссии. Состав комиссии в Генеральной прокуратуре Российской Федерации утвержден приказом Генерального прокурора Российской Федерации, возглавляет ее Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации. На региональном уровне такие комиссии возглавляют прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур.

Все отобранные прокурорские работники как на региональном, так и на федеральном уровне назначаются на должность приказом Генерального прокурора Российской Федерации и могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности только с согласия его первого заместителя.

 

Основными функциями специализированных подразделений органов прокуратуры по противодействию коррупции являются:

 

  • мониторинг и анализ исполнения законодательства о противодействии коррупции и выработка предложений по его совершенствованию;
  • выявление коррупционных проявлений в деятельности различных государственных органов и органов местного самоуправления и проведение по ним соответствующих проверок;
  • возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования, в том числе в отношении юридических лиц, по фактам коррупционных правонарушений;
  • участие в рассмотрении дел судами, обжалование решений, приговоров, определений и постановлений судов;
  • оценка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц на коррупциогенность (антикоррупционная экспертиза);
  • осуществление надзора за соблюдением уголовно-процессуального законодательства в процессе расследования уголовных дел о фактах коррупции;
  • поддержание государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности;
  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией;
  • участие в международном сотрудничестве с антикоррупционными структурами других стран и международными организациями.

 

С учетом мероприятий, определенных Национальным планом противодействия коррупции на 2016–2017 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 147, приоритетными направлениями надзора в сфере противодействия коррупции являются:

 

  • соблюдение федеральными государственными органами требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в том числе об организации работы по противодействию коррупции в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед этими федеральными государственными органами;
  • соблюдение лицами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы (в том числе получившими отрицательное решение комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов), ограничений при заключении ими после увольнения с государственной или муниципальной службы трудовых и гражданско-правовых договоров;
  • соблюдение органами субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;
  • соблюдение лицами, замещающими должности категории «руководители» в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органах, требований законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, а также о контроле за соответствием расходов их доходам;
  • соблюдение требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции при распоряжении земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также при осуществлении закупок лекарственных средств и медицинской техники для обеспечения государственных нужд и организации оказания медицинской помощи гражданам.

 

О проведенной органами прокуратуры края работе

по защите жилищных прав граждан в судебном порядке

 

Одной из форм участия прокурора в гражданском процессе является вступление в процесс и дача заключения по делам о выселении (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ). Принимая участие в рассмотрении судом таких дел, прокурор обеспечивает соблюдение конституционного принципа недопустимости произвольного лишения жилища, способствует суду в установлении юридически значимых обстоятельств с целью вынесения законного и обоснованного решения по делу.

В 2017 году судами Краснодарского рая с участием прокуроров рассмотрено 2 090 жилищных споров. При несоответствии выводов суда представленным в дело доказательствам принятые судами решения прокурорами обжаловались в суд второй инстанции. По апелляционным представлениям прокуроров судебной коллегией по гражданским делам Краснодарского краевого суда отменено 11 неправомерных решений о прекращении прав граждан на жилье.

Также участие прокурора в делах этой категории обеспечивается при рассмотрении Краснодарским краевым судом апелляционных жалоб участников процесса. Судом апелляционной инстанции с участием прокуроров рассмотрено 481 дело по спорам, правовым последствием которых является утрата гражданами прав на жилые помещения. При выявлении нарушений норм материального права и норм процессуального права, допущенных судами первой инстанции, прокурорами давались заключения о наличии оснований для отмены решений суда.

Так, в соответствии с заключением прокурора судебной коллегией по гражданским делам Краснодарского краевого суда отменено решение суда об удовлетворении иска администрации о выселении семьи из трех человек, в удовлетворении иска отказано.

Участвовавший в суде апелляционной инстанции прокурор просил отменить решение суда, поскольку согласно действующему законодательству иск о выселении нанимателя и членов его семьи не может быть удовлетворен, если причины невнесения ими платы являются уважительными. Однако судом не учтено, что ответчики иных родственников не имеют, двое из них являются инвалидами 2 группы, при этом с 2013 года мать не в состоянии передвигаться, а дочь с 1997 года признана недееспособной. Данные обстоятельства свидетельствуют об уважительности причин невнесения нанимателями платы за коммунальные услуги.

Судебной коллегией краевого суда по заключению прокурора отменено решение суда по делу по иску ФГУП «Почта России» о выселении семьи с малолетним ребенком, иск оставлен без удовлетворения.

Прокурор просил решение отменить, поскольку судом не учтено, что ответчики иного жилья не имеют, проживают в спорном помещении более 10 лет, заключенный с ними в 2011 году договор найма жилого помещения не оспорен.

 

Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров

в гражданском и арбитражном процессах                       Е.Н. Капитан-Дубровская

Купить сплит систему